Минфин России разъяснил порядок применения налога на прибыль и страховых взносов компаниями, которые одновременно имеют статус участника проекта «Сколково», IT-аккредитацию либо входят в реестр организаций радиоэлектронной промышленности. (можно здесь зашифровать ссылку на письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30.07.2026 № 03-03-07/65891 https://base.garant.ru/414757507/)
При утрате статуса участника проекта «Сколково» налог на прибыль и страховые взносы регулируются по-разному.
До анализа налоговых последствий важно определить, что именно считается утратой статуса участника проекта.
Статус участника проекта юридическое лицо утрачивает в следующих случаях:
- Истечение предельного срока пребывания в статусе участника проекта, установленного законодательством.
- Ликвидация или реорганизация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (предусмотрены исключения для отдельных случаев реорганизации).
- Досрочное исключение юридического лица из реестра участников проекта по решению Фонда.
Таким образом, прекращение статуса может быть как плановым — например, вследствие истечения установленного срока пребывания в проекте, так и досрочным — по инициативе самой организации либо вследствие нарушения требований проекта.
Что происходит с IT-льготой по налогу на прибыль?
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, вправе в течение 10 лет со дня получения статуса пользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль при соблюдении установленных Налоговым кодексом условий.
Однако эта льгота действует только до тех пор, пока организация сохраняет статус участника проекта.
Если статус утрачен, право на освобождение прекращается с 1-го числа налогового периода, в котором произошла утрата статуса. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Поэтому, если организация утратила статус участника проекта, например, в течение 2026 года, последствия распространяются на весь налоговый период — с 1 января 2026 года. Налог за соответствующий налоговый период необходимо восстановить и уплатить в бюджет с начислением пеней.
При этом Минфин прямо указывает — нельзя заменить освобождение «Сколково» другой льготой в том же году.
Напоминаю, что для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в 2025–2030 годах установлена специальная ставка налога на прибыль (при условии 70% профильных доходов):
- 5% — в федеральный бюджет;
- 0% — в бюджет субъекта РФ.
Для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности в 2025–2027 годах установлена ставка налога на прибыль в размере (при условии 70% профильных доходов):
- 8% — в федеральный бюджет;
- 0% — в бюджет субъекта РФ.
Следовательно, в налоговом периоде утраты статуса организация должна исчислить и уплатить налог на прибыль в общеустановленном порядке в размере 25%.
В следующей статье разберем порядок расчета страховых взносов при утрате статуса участника проекта «Сколково»
Наши услуги
Проверка заявляемого обозначения на тождество и сходство, составление подробного заключения о тождестве или сходстве товарного знака, регистрация товарного знака (торговой марки).
Узнать подробнее
Комплексная защита интеллектуальной собственности, взыскание компенсации за нарушения, представительство в Суде и в Палате по патентным спорам, а также в антимонопольных органах по вопросам недобросовестной конкуренции, а также медиация.
Узнать подробнее
Международная регистрация товарного знака по Мадридскому соглашению, международное патентование, а также подача патентной заявки по процедуре PCT и составление предварительной заявки (provisional application) на изобретение в США.
Узнать подробнееПроведение патентных поисков на новизну и на чистоту технического решения, в том числе, по ГОСТу, а также составление и подача заявки на выдачу патента на полезную модель, изобретение, промышленный образец.
Узнать подробнееВыстраивание схемы использования интеллектуальной собственности, составление договоров об отчуждении прав, лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии (франшиза), авторских договоров, договоров заказа или подряда, договоров на НИОКР.
Узнать подробнееОценка товарного знака, оценка патента, Оценка роялти, расчет размера компенсации за неправомерное использование товарного знака, патента, оценка программы для ЭВМ
Узнать подробнее

